Древний Орден Мартинистов-Мартинезистов представляет собой сообщество людей, объединенных общими обязательствами в отношении к Божественному, к Человечеству, к Космосу и самому себе. Эти обязательства выражаются через идеалы христианского рыцарства и мистических доктрин западного герметизма в той форме, которой следовали наши предшественники — Мастера Прошлого (Мартинес де Паскуалли, Луи Клод де Сен-Мартен, Жан Баттист Виллермоз, а замем Папюс, Седир, Бланшар, Амбелен, Мебес, Томберг и многие другие).
Младшие члены Ордена приглашаются к вдумчивому изучению этих доктрин и развитию скрытых качеств души, которые были присущи человеку до его «падения». Для этого члены Ордена регулярно собираются в небольшие группы, которые называются «круги» или «ложи»; они могут быть заняты любой формой работы (на усмотрение членов самой группы), которая бы способствовала вышеописанной цели.
Согласно одному из космических законов — все существует во имя эволюции. Под процессом эволюции мы подразумеваем непрестанный процесс возвращения всего сущего в изначальное единство с Богом, Отцом «Всех Светов», Абсолютом. Работу в этом направлении мартинисты именуют «путем к Реинтеграции» — возвращением всех существ в их изначальные качества, силы и свойства, духовные и божественные. Ключевое звено этой работы — сам человек. Постепенно возвышая свой дух и преображая свою природу, человек способен возвратиться в ту «обитель Света», из которой он выпал, тем самым способствуя реинтеграции всех остальных существ, находящихся у него в попечении.
В Генеральном регламенте Ордена, нашем основном руководящем документе, отсутствуют цели, касающиеся социальной или политической сферы жизни. Несмотря на то, что духовный рост всегда накладывает отпечаток на повседневность, целенаправленной работы по формированию каких-либо особых политических взглядов Орден не ведет, в том числе и потому, что это противоречило бы его основным антропологическим идеалам.
Мы не рассматриваем мартинизм как систему «высших степеней» или «надстройку градусов» для масонства. По нашему разумению, масонство представляет собой параллельный духовный путь самосовершенствования. Несмотря на то, что мартинизм в своей нынешней форме был рожден по принципу «масонского ордена» и часто сотрудничал с масонством тесным образом, исторически складывалось так, что сферы интересов и методы масонства и мартинизма разнились. Различаются также принципы управления ложами, порядок принятия решений и традиция передачи посвящений. Посему Д.О.М.М. изначально не связан ни с каким масонским орденом или масонской юрисдикцией, хотя среди членов нашего Ордена есть масоны.
Термином «мартинезизм» принято называть школу оперативного пути Мартинеса де Паскуалли, основателя Ордена Избранных Коэнов, дифференцируя этот термин от учения Луи Клода де Сен-Мартена. Отсюда, «мартинезистами» именуются посвященные в «Избранные Коэны». Многие мартинисты по-разному представляют себе взаимоотношение этих двух течений и терминов — от четкого разграничения до полного отождествления. Мы же склонны видеть развертывание единой традиции и полагаем необходимость гармоничного со-существования этих путей на уровне группы посвященных, отдавая, правда, предпочтение мартинисткому пути, как общему направлению развития, мартинезистскому пути — как форме индивидуальной практики для S:::I:::.
Приставка «Древний» перешла к нам от «Древнего Ордена Мартинистов» (Ancient Martinist Order - AMO), американского мартинистского ордена, который долгое время возглавлял Рональд Каппелло (1951 - 2016), наш Почтенный Мастер Прошлого, передавший нам необходимые посвящения и благословивший на создание в 2012 году автономной от АМО организации России. Сама приставка «Древний» (иногда — «Изначальный») обыкновенно отражает стремление организации к возвращению к более ранним порядкам ритуалов или к первоначальным задачам ордена (например, в масонских терминах «Древний и принятый шотландский устав» или «Древняя велика ложа»).
Мы безусловно признаем любую мартинистскую линию посвящения и уважаем право каждого сообщества мартинистов на самоопределение и формирование собственных форм ритуалов и порядка работ. В свою очередь мы стремимся поддерживать изначальные статуты и принципы работы первого Ордена Мартинистов, основанного Папюсом и Шабосо.
Орден признает иные мартинистские организации как братские по духу сообщества, если их линии преемственности могут быть четко прослежены или подтверждены документально, а декларируемые ценности не противоречат традиции мартинизма.
Магия не является основой деятельности Ордена. Само понятие магии на сегодняшний день представляется крайне обширным и требует отдельных дискуссий. Если вы исследуете эту область, мы рекомендуем быть крайне внимательным и осторожным. Тем не менее, изыскания в сфере магии в Ордене не запрещаются, при условии, что они не противоречат принципам мартинизма.
В первую очередь мы мартинисты благодаря прямой передаче посвящения от Роннальда Каппелло (Sar Michael) к нашему основателю, Великому Магистру Ордена Sar’у Lamech’у. Необходимо заметить, что сама по себе преемственность, хотя и является важнейшим условием, еще не определяет окончательно принадлежность к мартинизму.
Здесь нам на помощь приходят 12 принципов мартинизма, публично представленные у Ridgely Hunt («The Landmarks of Martinism»), которые иногда именуют на масонский манер «ландмарками» (landmark — «ориентир», в масонстве – фундаментальные принципы масонского ордена). Из них 7 тезисов представляют собой мировоззренческие позиции, которых обычно придерживается всякий, именующий себя мартинистом. Другие 5 фиксируют неизменные символы и ритуальные элементы Ордена, по которым всегда легко идентифицировать мартинисткую организацию. Д.О.М.М. принимает все 12 принципов мартинизма и на их основе формирует регламент для своей работы.
Традиция мартинизма включает в себя элемент, который именуется «Светом» — передаваемый из поколения в поколения таинственный духовный принцип, который один из исследователей мартинизма удачно определил как «харизма» (от др.-греч. χάρισμα — (божественный) дар, благодать). Понимание и принятие его реального существования является необходимым для приема в любой мартинистский орден. Таким образом, мы именуем мартинистом каждого, кто был удостоен когда-либо получить «Свет» от того, кто был способен его передать. В нашей системе такой Посвятитель отмечен титулом Sar (Sarah) и имеет четвертый градус мартинизма — S:::I:::I:::, и только этот уровень посвящения допускает возможность передачи «Света» и возведения в ранг Высшего Неведомого (S:::I:::) любого достойного соискателя. Данная передача — необходимое условие полного посвящения в мартинизм, оно есть семя, зародыш будущего преображения и в некотором роде — допуск к некоторым теургическим практикам. Мы не вправе раскрывать больше, чем уже изложили, однако подтверждаем, что мартинизм представляет собой непрерывную «цепь преемственности» живой передачи «Света» от адептов прошлого вплоть до наших руководителей и мастеров лож.
Орден передает посвящение в 4 мартинисткие степени: Ассоциат (A:::) или 1-ый градус, Инициат (I:::) – 2 градус, Высший Неизвестный/Высший Неведомый (S:::I:::) – 3 градус, Высший Неизвестный Посвятитель (S:::I:::I:::) – 4 административный градус. Каждая из степеней наделяет посвященного своими духовными обязательствами и оккультными преимуществами для работы на четырех уровнях бытия (материальный, астральный, ментальный план и Духовный Мир). Высшая и, в сущности, единственная мартинистская степень – Supèrieur Inconnu (S:::I:::).
Часто встречающиеся среди исследователей споры о дополнительных высших градусах нашим Орденом воспринимаются как излишняя суета и попытки политизировать в духовных сферах. Система трех ступеней посвящения представляется нам самодостаточной для становления на путь к Реинтеграции. Мы признаем возможность функционального расширения списка градусов в рамках мартинистского ордена, если его руководство посчитает это целесообразным.
Продвижение по степеням не регламентировано и занимает ровно столько времени, сколько необходимо каждому члену Ордена. Готовность перейти к следующей степени определяет в первую очередь сам посвященный (готовность принять на себя более строгие обязательства) и руководитель группы, который проводит посвящения. В среднем, требуется несколько лет, чтобы полностью вникнуть в основы мартинистского учения и достигнуть необходимого уровня духовного развития для получения заключительной степени S:::I:::. Получив таким образом полное мартинистское посвящение член Ордена способен самостоятельно решить, в каком направлении ему следует развиваться далее.
В сущности, градусы (или степени) представляют собой условное разделение уровня ответственности членов Ордена перед самим собой и братством. Члены высших степеней могут занимать отдельные должности в ложах, если в том есть необходимость. Продвижение в степенях происходит сообразно уровню вовлеченности человека в работу Ордена и в доктрины мартинизма, но вместе с тем налагает на человека более строгие обязательства. По желанию члену высоких степеней предоставляют доступ к более сложным мистическим практикам и теургическим операциям.
Ложа мартинистов (или гептада, как иногда ее могу называть) представляет собой собрание посвященных в орден членов, начиная с первого градуса. Полноценная ложа представляет собой собрание семерых мартинистов, один из которых именуется «мастером», а также шестерых «офицеров» — помощников мастера, наделенные рядом дополнительных ритуальных и административных обязанностей. Сверх этого числа ложу может составлять сколь угодно большее количество братьев и сестер (обычно до 21), в зависимости от целей и задач, которые такая группа ставит перед собой. Если группа не имеет в своем составе достаточное количество членов, то ее обычно именую мартинистским кругом — зачатком будущей ложи. Новые ложи учреждаются Великим Магистром Ордена.
Каждую группу (ложу или круг) всегда возглавляет уполномоченный Орденом предстоятель — Мастер Ложи (S:::I:::I:::). Меньшей группой (кругом) может руководить мастер-блюститель S:::I:::. Мастер наделен правом полного руководства над любыми действиями, совершаемыми в ложе (кругу), он также является главным источником наставлений для всех членов группы вне зависимости от их степеней. Мастер назначается (и может быть отозван) Великим Магистром Ордена и занимает эту должность пожизненно. Он наделяется руководством Ордена особого рода документом (хартией), которая неизменно должна находиться на виду у всех членов ложи (круга) во время собраний.
Членом Ордена может стать любой искренний соискатель, желающий встать на путь Реинтеграции, верящий в Единого Бога, почитающий воплощение Логоса (т.е. почитающий Евангелие), достигший 21 года, без различия пола, расы, уровня достатка, кого порекомендует любой из братьев и сестер Ордена, заручившись поддержкой любого S:::I:::. В исключительных случаях такое право может быть предоставлено соискателю с 18 лет.
Вступая в Орден, человек принимает на себя обязательства первой степени мартинистского посвящения — Ассоциата. Со дня своего посвящения он обязан хранить в тайне имя своего Посвятителя и имена своих братьев и сестер, не получив от них согласия раскрыть их принадлежность к Ордену; он не может сообщать непосвященным (профанам) какую-либо информацию о внутреннем порядке и тайнах Ордена, ему даже не следует раскрывать публично свою принадлежность к Ордену до получения полного мартинистского посвящения. Кроме того, Ассоциату необходимо существенно проанализировать свой внутренний мир, отказаться от пагубных для посвященного привычек и встать на путь познания самых глубоких слоев своей натуры для того, чтобы впоследствии искоренить все несовершенства.
Ассоциат обязуется усердно внимать наставлениям, которые передает Орден своим членам, по возможности регулярно посещать собрания своей группы и должным образом уважать своих братьев и сестер, наставника и руководителей Ордена. По мере получения наставлений Ассоциату раскрываются более тонкие смыслы традиции мартинизма и ему становятся видны более серьезные духовные обязательства, которые он может принять и продвинуться в более высокие степени. Или же, поняв, что представленный путь труден для него, Ассоциат может оставаться в своем статусе, продолжая строго исполнять свои обязательства, или он может покинуть Орден, если посчитает наш путь неприменимым для себя.
Вера в Бога и почитание таинства воплощения Логоса в нашем мире является обязательным для членов нашего Ордена. Мартинизм является течением христианского эзотеризма и полагает в основу своего учения реальное существование Бога-Творца и Его определенное участие в нашей жизни. Если наш соискатель не способен искренне принять эти воззрения, то ему просто незачем вступать в такой Орден.
Еще одним из существенных правил передачи мартинистского посвящения является возможность его передачи мужчинам и женщинам в равной степени. Ранняя история мартинизма демонстрирует немалые усилия наших основателей в организации равноправных условий приема и работы мужчин и женщин (а так же в обход любых признаков социального неравенства — цвета кожи, социального положения, уровня достатка и т.д.) под сенью единого Ордена. Мартинизм не предполагает социальных ограничений. Это касается, в том числе, и административного уровня, и мужчины и женщины в равной степени могут занимать любые руководящие должности в Ордене.
Одним из существенных правил передачи мартинистского посвящения является свободная его передача достойным соискателям. Поэтому Д.О.М.М. не требует никаких денежных взносов от своих членов. Каждая группа (ложа или круг) вольна сама определить свою экономику исходя из условий, в которых она желает работать, но отсутствие возможности вносить денежные средства в общее дело не может послужить причиной исключения или приостановления членства в Ордене или препятствием к получению следующих градусов.
В настоящее время написано множество книг о духовном росте, издано множество мартинистской литературы, в том числе на русском языке. Уже было опубликовано много мистических и теургических практик мартинизма, хотя стоит все же признать, что в них не всегда точно передаются действительные смыслы и некоторые тонкости ритуала.
Однако все это мы можем считать лишь вспомогательным средством к главной цели человека — Реинтеграции в изначальные качества, воссоединение с Богом. Пожалуй, Орден способен только обеспечить доступ к живому слову традиции и дать путеводный Свет, так как все необходимое для совершенствования человека и его реинтеграции изначально присутствует в окружающей нас Природе и в нас самих!
Это можно сделать в любой момент посредством должного обращения в адрес Верховного Совета Ордена. Возможно также приостановление своего членства (ввиду долгого отъезда или невозможности регулярно посещать собрания группы по иным причинам), для чего достаточно связаться с руководством ложи или круга, членом которого являешься. Не следует путать приостановление членства с исключением из Ордена.
Исключение может постигнуть любого члена Ордена в случае нарушения принятых обязательств, нарушения общего регламента, искажения принципов Ордена, самовольного изменения инструкций и ритуалов, грубого нарушения этических норм. Однако исключённый не может быть лишен своих степеней посвящения. Общение с исключённым членом Ложи прекращается. Любой член Ордена имеет право на публичную защиту через братский суд действительных S:::I:::, однако, решение об исключении, принятое Великим Магистром, обсуждению не подлежит.
Реально мы полагаем это невозможным, хотя формально возможно изучать мартинистские концепции по открытым источникам и находится в тесном контакте с членами Ордена, обмениваясь опытом и знаниями.
Орден не возражает против участия своих членов в иных посвятительных или эзотерических организациях, однако видит недопустимым совмещение активного членства в двух разных (не имеющих официального взаимо-признания) организациях, передающих мартинистское посвящение.
Здесь мы сперва укажем, что определение подходящего пути целесообразно осуществить еще на «пороге храма» посвящения. Благо, на русском языке сегодня имеется множество материала по мартинизму и смежным темам, чтобы можно было составить достаточно верное и полное представление о нашем пути. В первую очередь, это Евангелие от Иоанна, Трактат о Реинтеграции Мартинеса де Паскуалли, труды Сен-Мартена, Станисласа де Гуйаты, Папюса, Амбелена.
Сверх этого мы рекомендуем обращаться к теософской литературе (мы имеем ввиду аутентичную теософию — Якоба Беме, Эккартсгаузена и других), книгам по истории алхимии, каббалы и герметизма, арканологические труды Мебеса (ГОМ, «Энциклопедия оккультизма»), Владимира Шмакова, Валентина Томберга. Параллельно мы призываем к личному общению с мартинистами и изучению открытых материалов и мистических упражнений. По итогу этой большой работы сущность нашего пути становится вполне очевидной.
Самоопределение это всегда часть личной истории. Случается так, что человек, достигнув высоких степеней посвящения, понимает, что выбранный им путь ему не подходит. Если это искреннее и честное желание, не существует препятствий покинуть Орден и продолжить в ином направлении. Однако, чаще всего это свидетельствует о плохом понимании мартинистского учения и необдуманных предшествующих решениях.
С нашей стороны было бы неправильно пытаться представить альтернативу пути к Реинтеграции, потому как только к этому следует направлять наши сердца. Но мы также не будем опрометчиво заявлять, что «только наш Орден исповедует единственно верный вариант пути к Реинтеграции, и только у нас есть абсолютное и верное понимание традиции» (если бы мы позволили себе такие заявления, это свидетельствовало бы лишь только об одном — мы плохо усвоили начальные уроки мартинизма...). Истина всегда возвышается над Своими формами. Терпение, труд и осторожность — ее верные спутники.